Виват
краски для фарфора, фаянса, стекла и эмали
Список коллекций Публикации Применение Обратная связь
(495) 613-87-52
(495) 229-14-09
499 717-51-46
Среды Оборудование Ошибки
Виват

Создание, применение и декорационные эффекты препаратов благородных металлов

Х. Гро

После краткого исторического экскурса развития декорирования благородными металлами представляются их различные типы и способы производства. Подробно излагаются отдельные области применения и методы нанесения. Характеризуются предварительная подготовка и обработка препаратов благородных металлов (ПБМ), представляются методы обработки и технологические процессы. В заключение приводятся расходуемые количества и замечания по пределам применимости.

1. История

Раскрашенные керамические черепки являются древнейшими свидетельствами керамического творчества. Уже 10 тысяч лет назад тонированная посуда раскрашивалась как для ритуального, так и для повседневного использования. Зарождение европейской фарфоровой индустрии принято относить к 1708 году, когда алхимик Йохан Фридрих Бёттгер в поисках “искусственного” золота для саксонского курфюрста Августа II раскрыл тайну “белого золота” - китайского фарфора [1]. Несмотря на большие усилия, изготовление безупречного чисто белого черепка было проблематичным, так как мелкие неудалимые частицы железа часто оставляли отчетливо видимые включения; из-за этого было невозможно изображение мотивов, поэтому относительно форм живописи ориентировались на китайские образцы, где привлекательные красочные декоры рассматривались как существенный признак добротности фарфора.

Далее произошел переход от поисков “искусственного золота” к декорированию “белого золота” настоящим золотом. Описанное начало относится к 1830 году [2], к изобретению глянцевого золота (гланцгольд) химиком Кюном из Майссена. Оттуда невыясненными путями оно попало во Францию, где уже в 1850 году в специализированных журналах было представлено его коммерческое применение. После раскрытия секретного рецепта гланцгольд был предложен еще двумя предприятиями в Германии, однако без большого успеха, так как по такому параметру, как схватываемость не являлся удовлетворительным. В 1879 году было создано закрытое общество “Тайные опыты по изображениям гланцгольдом”, куда можно было вступить только за большие деньги (3000 марок). О первых опытах профессор Хайнрих Рёсслер докладывал следующее: “Мы узнаём, как авантюрнейшим способом может делаться гланцгольд с помощью большого количества льда. Это наиболее странный продукт в мире, который не нуждается ни в чем, потому что не выносит огня”. На основе анализов гланцгольда из Пассау (Cr, Co) и Нюрнберга (Bi) после многих ошибочных экспериментов было обнаружено, что добавкой, которая влияет на качество глянцевых изображений и дает эффект схватываемости является родий. 10 атомов родия, 20 молекул оксида висмута и 7 молекул оксида хрома на 1500 атомов золота позволяют изготовить препарат глянцевого золота для фарфора [3]. Эти добавки уменьшают рекристаллизацию золотой пленки при обжиге путем ослабления поверхностных напряжений золотосодержащего сплава, вследствие чего рост зерна кинетически тормозится и действует в некотором смысле как фасеточный фактор. С открытием родия путь к изготовлению высококачественного гланцгольда был открыт; в 1881 году были изготовлены глянцевая платина и глянцевое серебро, 1882 году - подглазурные краски и в 1888 году - обширная палетта керамических красок уже из 517 цветов.

Более чем через 100 лет производственная программа франкфуртской фирмы ФЕРРО представляет существенно расширенную палетту препаратов благородных металлов и декоративных красок для стекла, фаянса, фарфора и эмали, а также от глазурных наполнителей, фритт, глазурей, разбавителей и пленкообразователей до исходного сырья. Сегодня в активе предложений фирмы более 8000 различных наименований продуктов.

2. Определения и отличия продуктов

Введем и поясним пару существенных понятий: выражение “гланцгольд” уже многократно применялось. Введем такое определение этого понятия, которое позволяет сделать вывод на основании внешнего вида препарата. ПБМ, упорядоченные по данной системе, представлены в табл.1.

Таблица 1. Классификация декоративных ПБМ

Вид

Состояние

 
 

жидкий-пастообразный

твердый

глянцевый

гланцгольд GG

 
 

гланццитронгольд GZ

 
 

гланцплатина GP

 
 

гланцпалладий GP

 
 

люстр LU

 

матовый

полировочное золото PG

расписное золото PU

 

полировочная платина PG

пудровое золото PU

 

полировочный палладий PG

пудровая платина PU

 

полировочное серебро SP

пудровый палладий PU

 

гальваническое серебро SP

 

Различия в содержании благородных металлов даны в табл.2.

Таблица 2. Изменение оттенка в зависимости от концентрации благородного металла

Оттенок

Au [%]

Ag [%]

Pd [%]

Pt

[%]

Обозначение

красноватый

100

-

-

-

гланцгольд

желтый

100

10

-

-

гланцгольд

зеленоватый

100

30

-

-

гланццитронгольд

белый

100

10

20

-

гланцпалладий

белый

100

10

10

10

гланцплатина

Обобщение существенных отличительных признаков между отдельными продуктами приведено в табл.3.

Таблица 3. Различия между группами препаратов

Параметр

Люстры

Глянцы

Полиры

Пудры

Вид поверхности

глянцевая, перламутр

глянцевая

матовая, м.б. полирована

полуматовая

Форма компонентов

раствор

раствор

частично твердая

только твердая

Встряхивание

нет

нет

да

необязательно

% золота

0...6

6...15

16,4...60

80...100

Толщина слоя, мкм

0,01...0,05

0,05...0,1

0,3...1,0

0,3...1,0

Гланцпрепараты [4] приготовляются смешиванием лаковой основы с органическими соединениями благородных металлов, частично скомбинированными с флюсами на основе металлоорганики в качестве связующих и загустителей при пленкообразовании. После обжига на гладкой подложке образуется высокоглянцевая металлическая пленка. По послеобжиговому оттенку различают: гланцгольд (красновато-желтый), гланццитронгольд (зеленовато-желтый, сплав Au/Ag), а также гланцплатину (оттенок белого золота, сплав Au/Pt) или гланцпалладий (оттенок белого золота, сплав Au/Pd). Последние препараты недороги.

Люстровые препараты [4] представляют собой лаковые растворы на основе металлорганических соединений, содержащих или не содержащих благородные металлы, а также загустители для пленкообразования. После обжига они дают на стекле, фаянсе или фарфоре очень тонкие, интенсивно окрашенные и высокоглянцевые металло/металлооксидные слои, которые по порядку толщины соответствуют длинам волн видимого света и вследствие отражения и интерференции дают перелив цвета (перламутр или эффект иризации). Эти препараты характеризуются оттенком, содержанием благородных металлов и достигаемыми эффектами, например, кракле и мрамор, стекания и гало.

Полирпрепараты [4] содержат благородные металлы или их соединения и связующие в твердой, тонкоизмельченной форме и растворы органических смол в качестве пленкообразователей. После обжига они образуют матовый, не глянцевый слой металла, который при последующей полировке стеклянным карандашом, песком или иными материалами должен уплотниться и впоследствии образовать шелковисто-матовую поверхность. Аналогично глянцевым препаратам по результирующим оттенкам различают соответствующие сплавы: полировочное золото, полировочную платину и полировочный палладий. Полировочное серебро применяется в основном для декорирования подарочных предметов и в качестве благородного металла содержит только серебро. Серебро известным образом реагирует с соединениями серы, образуя сульфид серебра, так что декоры подобного вида со временем темнеют. Этот эффект можно уменьшить лакированием поверхности (например, цапонлаком).

Пудровые препараты [4] на основе листового золота (шабин) и расписного золота (осажденного) представляют собой тонкие порошки благородных металлов, отличающиеся друг от друга формой частиц. В пудровых препаратах благородные металлы или их сплавы представляются в форме блесток. Такие препараты предназначены для изготовления высококачественных деколей; отожженные декоры без последующей обработки обладают великолепным стойким металлическим блеском. Здесь и в дальнейшем различают пудры золота, белого золота и серебра. По отношению к пудрам серебра остаются в силе те же замечания, что и для полировочного серебра.

3. Рецептурная схема декоративных ПБМ [5]

На основе настоящего введения предоставляется итоговая рецептурная схема (табл. 4) на примерах глянцевых и полировочных препаратов.

Таблица 4. Рецептурная схема ПБМ на примере глянцевых и полировочных препаратов

Декоративные ПБМ

Глянцевые препараты

Полировочные препараты

Органические и неорганические соединения благородных металлов

растворимые органические соединения благородных металлов: золотое сырье, сульфорезинаты, меркаптиды Au, Ag, Pt, Pd.

тонкоизмельченные порошки благородных металлов Au, Ag, Pt, Pd и их соответствующие амальгамы.

Наполнители

растворимые металлорганические соединения: Rh, Bi, Cr, Si, Sn, V и т.п., карбоксилаты: резинаты, этилгексанаты, нафтенаты, дикетонаты, алкоголяты.

неорганические оксиды и соответствующие соединения: флюсы, глазури и т.п.

 

 

Растворители

Органические растворители, эфирные масла

Органические средства нанесения

Натуральн./искусственные смолы

Колофоний, асфальт, фенольные смолы

 

Вспомогательные лаки

Органические тиксотропные среды, текучие среды, размягчители, красители

Обычные ПБМ - особенно глянцевые - представляют собой смеси сложного состава с большим количеством компонентов. Рецептурная схема наглядно показывает, как в этой области объединены органическая химия, химия полимеров, технология лаков, неорганическая химия и металлургия.

4. Сырье золота и исходные продукты [5]

При изготовлении глянцевых препаратов “исходное золото” имеет особое значение, как было отмечено в историческом экскурсе. Начиная примерно с 1950 года исходным продуктом подготовки золота служит так называемый “серный бальзам”.

4.1 Исходные продукты золотого сырья

Для изготовления терпентинового масла используется экзотермическая реакция взаимодействия лиственничного терпентина с элементарной серой при 160 0С [6]. При этой реакции сера не только растворяется физически, она является также циклизатором, дегидратантом, а также (косвенно) и гидратантом. В результате сера встраивается в продукты реакции, что также является существенным. Точное определение структуры является чрезвычайно затруднительным, что с одной стороны обусловлено большим числом продуктов реакции, а с другой - возникновением побочных продуктов реакции при малых изменениях температуры в течение процесса. В 1949 году было впервые опубликовано применение циклических терпенмеркаптанов (пинен-, дипентен-, терпен-, ментен-, камфенмеркаптанов) в качестве исходных продуктов изготовления золотого сырья [7]. Образование и структура терпенмеркаптанов обсуждены на примере D 3-каренов в [8].

D 3-карены образуются при взаимодействии с серой при 156-162 0С, основным продуктом реакции является D 3-карендитиол, побочным - цимол. Эти продукты могут быть обнаружены нейтроно- или ИК-спектроскопией. Меркаптановая группа выступает в качестве реактивной группы при преобразовании исходного золота. Использование синтетических исходных продуктов (тертиарных алкилмеркаптанов) при обработке сырьевого золота впервые было описано в 1961 году [9]. Интенсивные исследования показали, что для обработки “исходного золота” необходимы соединения серы. Хотя известно достаточно соединений золота, не содержащих серы [10], однако ни одно из них не соответствует требованиям, необходимым для изготовления гланцпрепаратов.

4.2 Реакции с тетрахлорауратовой кислотой.

Для образования исходного золота соответствующие исходные продукты вступают в реакцию с тетрахлорауратовой кислотой. При этом существенным является тот факт, что Au(III) редуцируется в Au(I). Исследования показывают, что прямое превращение маловероятно, так как выход основного продукта - меркаптида золота - весьма невелик. Поэтому обычно выбирают двухступенчатый процесс. При этом сначала Au(III) с алкилсульфидом редуцирует в Au(I) с присоединением комплекса и одновременным образованием оксида серы. Получившееся комплексное соединение в реакции с меркаптаном образует меркаптид золота с выходом около 90%.

Гланцпрепараты используемого исходного золота должны:

* иметь хорошую растворимость в органических растворителях и эфирных маслах;

* быть стабильными при хранении до 100 0С;

* разлагаться с образованием золотой пленки до 400 0С.

5. Области применения

Таблица 5. Области применения ПБМ.

Вязкость

[мПа] 200С

Метод нанесения

Стекло

500-600 0С

Фаянс

650-800 0С

Эмаль

750-850 0С

Фарфор н/г

800-900 0С

Фарфор ВТО

1180-1250 0С

<5 набрызг* + + + + +
15-20 окантовочная кистев ая машина + + + + +
60-200 кисть + + + + +
2000-12000 прямая печать + + + + +
2000-12000 деколи + + - + +
8000-25000 окантовочная маши на (неопре новые ро лики) + + + + +
>106 Термопласты + _ _ _ _

* Препараты под кисть, разбавленные маслом для набрызга.

В зависимости от метода нанесения и условий обжига, а также от декорируемого материала требуются различные дополнительные продукты. Они различаются в зависимостях от методов нанесения - по вязкости, от назначения - по декорируемому материалу и от состава - по закрепителю. В номенклатуре представлено около 1000 таких препаратов.

5.1 Методы нанесения [3]

5.1.1 Набрызг

Люстры чаще наносят набрызгом, гланцпрепараты - реже. Эта техника нанесения позволяет покрывать большие площади равномерно тонким слоем. Применяется также для покрытия декоров большой протяженности (полных декоров), для “льющихся” (аэрозольных) декоров. Однако возможны значительные потери препарата.

Используемые в настоящее время щприцпистолеты работают при давлении воздуха 2-3 атм. Диаметр дюзы при обработке люстром и гланцгольдом находится в пределах 0.2-0.4 мм. Следует особо обратить внимание на то, что набрызг должен производиться под вытяжкой, так для особо чувствительного персонала пары растворителя могут вызывать раздражение или временное ухудшение здоровья.

В большинстве случаев декорирования обычные ПБМ применяются как под кисть, так и для набрызга. Добавка 30-50% масляного разбавителя позволяет достичь нужной консистенции.

5.1.2 Нанесение кистью

Кисть является старейшим и наиболее распространенным средством художника. Для росписи по золоту наилучшим образом подходят кисти из волоса куницы, имеющиеся различных форм и размеров. Препараты высыхают во время работы и, соответственно, меняют свою консистенцию. Поэтому обычно художник постепенно добавляет небольшие количества растворителя.

5.1.3 Окантовочная машина

При массовом производстве стекляных и фарфоровых изделий с золотой окантовкой сейчас применяются полностью автоматизированные окантовочные машины. Используются две основные системы: для нанесения на декорируемый предмет неопреновым роликом вязких ПБМ с помощью резиновых валков и, так называемая Нетцш-система, где жидкие растворы ПБМ наносятся из капилляров на кисть, которая уже рисует ленту или линию. Современные автоматы позволяют декорировать более тысячи предметов в час.

5.1.4 Шелкография

Прямая: Декорирование большого числа изделий точными изображениями или шрифтами лучше и производительнее всего получается при использовании процессов шелкографии. Предметы цилиндрической, конической или плоской формы чаще печатают глянцевыми или полирпрепаратами в виде паст. Иногда используют также термопласты. Они размягчаются на нагретом шаблоне и сразу застывают при печати на холодном предмете. Для керамических красок на стекле эта техника печати является обычной, она позволяет вести многоцветную печать не в прямой последовательности, так чтобы не тратить время на промежуточную сушку.

Косвенная: Для предметов сложной геометрической формы лучше применять косвенную печать на деколи. Основой для данной техники переноса служит бумага, покрытая водорастворимым слоем. На этот слой шелкографией наносятся керамические краски и ПБМ и защищаются покровным лаком (пленкообразователем). Размачиванием в воде бумажный слой может быть удален и закрепленный на лаке мотив может быть перенесен на декорируемый предмет как вручную, так и соответствующим автоматом. После того как изображение нанесено, разглажено и высушено, проводится процесс обжига.

6. Обработка [1]

6.1 Предварительная обработка поверхности

Поверхность декорируемых предметов должна быть освобождена от пыли, отпечатков пальцев, капель воды и прочих загрязнений. В основном для этого используют увлажненную водой или спиртом ткань или кожу. Только в исключительных случаях требуется особо тщательное отмывание предметов, например, при сильных загрязнениях с добавлением, при необходимости, моющих средств. Очистка в посудомоечных машинах безусловно не рекомендуется, так как при сушке может наблюдаться повторное осаждение тонкой пленки моющего средства, которая при дальнейшем обжиге приведет к ухудшению качества нанесенного декора.

В качестве подготовительной обработки на следующем этапе используется матирование глазурей или стекол щелочами или обжигом флюса или соответствующей краски. Кроме того, этим можно добиться определенных декорационных эффектов. Гланцпрепараты, такие как, например, гланцгольд на таким образом подготовленной шелковисто-матовой поверхности производят впечатление декоров из полировочного золота. Достигаемый таким образом эффект зачастую бывает интригующим и привлекательным.

Также необходимо упомянуть имитацию травленого канта - обжиг декоративного канта с матовыми красками, так называемыми подкладками под золото. Обоженную подкладку покрывают тонким слоем гланцгольда и потом обжигают еще раз при более низкой температуре.

6.2 Подготовка препаратов

Все препараты, как правило, поставляются готовыми к употреблению. Гланцпрепараты содержат - как уже упоминалось - золото в растворенной форме и в основном не требуют дальнейшей подготовки. Перед употреблением гланцгольд нет необходимости встряхивать даже в редких случаях образования незначительного осадка. При этом выделяемое количество золота столь незначительно, что можно пренебречь возможными повреждениями декоров.

Полирпрепараты содержат благородные металлы частично в твердой мелкоизмельченной форме. Здесь, наоборот, рекомендуется основательное встряхивание в каждом случае, как до, так и систематически во время обработки. Полировочные пасты обычно являются достаточно вязкими, поэтому осаждаются не так легко, однако и в этом случае необходимо перемешивание.

6.3 Усилие наката

По отношению к усилию наката каждый препарат имеет довольно значительный допуск. При процессах печати усилия наката заранее заданы. Решающее значение имеет этот момент при набрызге и нанесении кистью. Толщина влажного слоя гланцпрепарата под кисть должна составлять около 15 мкм, в процессе сушки при испарении растворителя она уменьшается до 3 - 5 мкм. Только в очень редких случаях можно говорить о точном значении толщины слоя, чаще точное измерение невозможно. Здесь можно только дать рекомендации по измерениям толщины слоя препарата на декорируемом предмете при тонком, среднем и толстом наложении и последующем усреднении после сушки, затем сопоставлении этих значений с полученными после обжига. В этом случае получается оптимальное соотношение между нанесенным и обожженным цветовыми тонами.

При слишком тонком нанесении нарушается не только внешний вид декора, но и его химическая и механическая стойкость. В тонком слое гланцгольд имеет красноватый оттенок. При слишком слабом нанесении, недостаточном для сплошного покрытия, образуется неприметный, сине-зеленый прозрачный слой. При избыточно толстых слоях ПБМ возможно вспучивание и отваливание, при обжиге - образование трещин и дефектов.

6.4 Масляные разбавители

На практике масляные разбавители обычно не употребляются, так как препараты поставляются уже готовыми к данному виду декорирования. Только в случаях покрытия больших поверхностей или при окантовке требуются добавки масляных разбавителей, так как при этом необходимо сохранение текучести, например, при окраске дужек.

Использование масляных разбавителей необходимо для художников и по другим причинам. Так в большинстве случаев налива гланц- или полировочного золота в чашечки или окрашивания на палетте лучше держать кисть в необходимой форме или заполнении. При этом способе работы из препарата испаряется большая часть содержащегося растворителя. В этих случаях время от времени требуется добавка соответствующего разбавителя для создания необходимой консистенции. Степень разбавления не может быть однозначно описана. При окантовке для соответствующей вязкости указанных препаратов необходимо 5-20%, для набрызга - 30-50%.

Оптимальны разбавители, специально подобранные для отдельных препаратов. Альтернативные растворители, например, бензол, могут быть опасны для здоровья или частично влиять на параметры препарата.

На каждый вид препарата и технику нанесения применяют различные разбавители. Для окантовки и набрызга в основном применяют нежирные, легколетучие масла, для покрытия кистью больших площадей - среднежирные и для штемпелевания - высокожирные среды.

6.5 Сушка

Сушка должна происходить в возможно более обеспыленном помещении. Пылевая дефектность может быть исключена, однако практически это маловероятно. Поэтому препараты в качестве исходных свойств имеют невосприимчивость к пылевому воздействию.

6.6 Обжиг

Декорированные люстрами и ПБМ изделия обжигаются в печах различных конструкций. Эти печи обогреваются в большинстве случаев электрически или газом. Температура контролируется термоэлементами с соответствующими регулирующими устройствами.

Условия обжига зависят от декорируемого материала. Общим для всех процессов обжига является то, что органические составляющие должны быть высвобождены. При этом должна быть обеспечена достаточная вентилируемость, т.е. избыток кислорода в атмосфере печи (> 10 об.%).

При обжиге люстр и ПБМ различают две стадии: окуривание и схватывание. При окуривании с повышением температуры в печи органические составляющие дистиллируют, обугливаются и в итоге, превращаясь в CO2, уносятся потоком воздуха. Благодаря этому при примерно 400-500 0С (в зависимости от скорости нагрева) данная стадия завершается образованием слоя благородного металла или, в случае люстра, металлооксидного слоя.

В процессе схватывания флюсовые добавки и металлооксиды слое нанесенных препаратов реагируют с силикатными составляющими глазури, стекла и эмали, способствуя механической адгезии. Образующийся в процессе обжига слой благородного металла весьма чувствителен к давлению муфельных и других остаточных газов. Недостаток кислорода снижает соединяемость ПБМ с поверхностью глазури так, что образующийся после обжига слой может быть легко стерт. Гланцгольд, гланцплатина и т.п. теряют свойственный им металлический глянец и характерный внешний вид.

6.6.1 Температура обжига

В табл.5 представлены данные о величинах температур обжига. Влияние глазурей или стекол на обжиговые температуры сводится к тому, что оптимальные режимы необходимо постоянно определять эмпирически. Так как не каждая глазурь или сорт стекла сразу наилучшим образом могут быть пригодными для декорирования ПБМ, то поэтому, безусловно, рекомендуется предварительное опробование.

6.6.2 Время обжига

Экстремально высокие температуры 1200-1300 0С для быстрого обжига золота возможны только для очень коротких циклов: 40-60 мин.

Дать обязательные рекомендации о длительности обжига практически не представляется возможным. В большинстве случаев он зависит от типа печи. В стационарной печи обжиг, как правило, более продолжителен, чем в проходной и тем в большей мере, чем больше размер муфеля. Чувствительность керамического материала к термическим напряжениям выражается в том, что при обжиге в проходной печи необходим как минимум 1 час для их релаксации.

6.6.3 Дефекты обжига

Пользователи также интересуются: что происходит при обжиге ниже или выше рекомендованной температуры? Так, при недостаточной температуре адгезия слоя благородного метала недостаточна. При превышении температуры, например, гланццитронгольд теряет свой характерный зеленоватый оттенок и становится, в зависимости от степени превышения температуры, от желтого до красного цветов. Аналогично трансформируется при превышении температуры цвет серебросодержащих препаратов: от желтого и зеленого до красного. Оптимальные температуры особенно важно выдерживать в случае малых времен обжига. В случае сильного пережога слой ПБМ престает смотреться или вообще исчезает особенно при нанесении тонким слоем. В этом случае говорят, что ПБМ “сгорел”. На мягких глазурях, плавких красках или эмалях превышение температур обжига ведет к образованию трещин на обжигаемом слое ПБМ; эффект, который только в исключительных случаях используется с целью декорирования.

6.7 Дополнительная обработка

6.7.1 Гланцпрепараты

После охлаждения декорируемых предметов после обжига гланцгольд, гланццитронгольд и гланцплатина, как правило, не требуют дополнительной обработки. Однако для стекла и некоторых глазурей создание матового эффекта на гланцгольде или гланцплатине легко достижимо влажной доводкой.

В качестве дополнительной обработки можно также рассматривать относительно редко используемые процессы, такие, как покрытие обожженного слоя ПБМ керамическим флюсом с последующим обжигом. Это делается главным образом тогда, когда желательно изменение глянца для придания вида полировочного золота. Использование этого метода создает дополнительную защиту и повышает стойкость к механическому воздействию.

6.7.2 Полировка

Полировочные препараты при выходе из печи имеют матовый неметаллический вид и поэтому должны впоследствии растираться до блеска или полироваться влажным морским песком или стеклянными щетками вручную, возможно применение вращающихся стекляных щеток. В исключительных случаях, например, при остром травленом канте, полировочное золото полируется, как правило, сталью или агатом. После этого полировочное золото приобретает яркий глянец. В случае полировки травленого канта достигается значительный контраст с матовым золотом по травленому краю. Полировка сталью или агатом в прошлом являлось правилом и наряду с аналогами античных эффектов применяется и сегодня.

Создание глянца стеклянными щетками или полирами из агата применятся в основном для создания зрительного эффекта. Но первоначально выделенный при обжиге слой БМ более или менее рыхл, поэтому дополнительная механическая обработка сначала связывает отдельные частицы золота и таким образом улучшает адгезию. Слой золота становится не только блестящим на вид, но и вследствие обработки сохраняет также уплотнение поверхности, а также повышенную стойкость против химических воздействий и в моечной машине.

Использование вышеупомянутых золотых офортов не относится непосредственно к дополнительной обработке. При этом можно легко удалить обожженный слой БМ. Это применяется только там, где требуется коррекция после обжига или где необходимо удалить пятна золота.

7. Прочее [1]

7.1 Расход

Расход выражается объективным числом, зависящим от содержания благородного металла в данном препарате. Потребителям в первую очередь необходимо расходуемое количество в качестве основы расчета. Практически это означает, что 10 граммами 12%-ного гланцгольда может быть декорировано: около 320 тарелок диаметром 24 см с шириной канта 2,5 мм или около 250 тарелок диаметром 24 см с шириной линии 2,5 и 0,5 мм.

Препарат

Расход, г/100 см2

Кисть

Гланцгольд 12%

0.16 - 0.20

Гланцплатина

0.16 - 0.20

Люстр

0.16 - 0.20

Гланццитронгольд

0.12 - 0.16

Полировочное золото

0.30 - 0.40

Пудровое золото

0.10 - 0.40

Расписное золото

0.10 - 0.40

Шелкография

Гланцгольд 12%

около 0.28

Гланццитронгольд

около 0.28

Полировочное золото

около 0.40

Тампон

Гланцгольд 12%

0.12 по внутренней границе

Полировочное золото 16.5%

0.25 по внутренней границе

7.2 Стойкость

В дальнейшем необходимо учитывать, что в тонких слоях адгезия и стойкость в употреблении будет тем меньше, чем тоньше обожженный слой БМ, т.е. чем слабее нанесен препарат. С другой стороны следует принимать во внимание сравнительно высокую цену гланцгольда и т.п. препаратов, а также то, что подобные препараты часто стираются. Главным образом в случае бытовой посуды потребитель может нести убытки в случае относительно быстрого стирания слабо нанесенного золота.

Для конечных потребителей, т.е. покупателей декорированных керамических изделий основное значение имеют потребительские качества, такие, как стойкость к машинной мойке. В этом случае итоговые свойства изделия зависят от силы воздействия и условий обжига, а также от должного проведения изготовителем соответствующих тестов.

7.3 Каратность

Известно, что золотые изделия ювелиры не всегда оценивают по весу, а по так называемой каратности. Обожженный гланцгольд содержит в себе весьма незначительную часть флюса и поэтому с хорошей точностью может считаться 22 - 24 каратным.

Для содержащего серебро гланццитронгольда доля золота соответственно меньше, следовательно, соответствующий декор имеет каратность около 17. Обычное желтое золото имеет около 20 карат. Для красноватого золота содержание золота выше, около 22 - 24 карат. Зеленоватое полировочное золото, как правило, 18-каратное.

Каратность обожженного золотого слоя не может быть произвольной, а должна соответствовать масштабу оценки качества. Во всех случаях необходимо учитывать, что каратность не носит универсального характера, но, как уже упоминалось, в первую очередь зависит от интенсивности нанесения золотого слоя. Тарелки с декором глянцевого золота в 24 карата не могут быть оценены выше, чем аналогичные, но с нанесенным, например, 18-каратным декором полировочного золота. Наоборот, декор гланцгольда будет дешевле, если при использовании его стойкость будет ниже, чем стойкость хорошо положенного декора из полировочного золота.

Литература

1. Glanzgoldfibel. Verarbeitungsanleitungen für Edelmealle. Frankfurt; Degussa, Geschäftsbereich Keramische Farben, 1979.

2. Будников П., Шилов Е.А.: Докл. нем. хим.об-ва, т.55, с.3948, 1922.

3. Paret G., Landgraf G.: Einführung in die wichtigsten Dekorationsmethoden keramischer Oberflächen mit Edellmetallen... In Handbuch d. Ker., Gruppe IG3, Verlag Schmid, Freiburg.

4. Technische Informationsschriften. Edelmetall. Degussa Frf., 1991.

5. Frembs D.W.R.: Dekoration mit keramischen Farben... Anorg-chem. Kolloquium, Tübingen, 1985.

6. Chemnitius F.J.: J.Pract.Chem., 1927, v.117, p.245.

7. Ballard K.H.: US-Pat. 2.490.399, Dupont, 1949.

8. Комаров В.П., Лазарев В.Б.: Ж. неорг. химии, 1978, №23, с.1027.

9. Fitch H.M.: US-Pat. 2.984.575, Engelhard, 1961.

10. Anderson G.K.: Adv. Organomet. Chem., 1982, v.20, p.39-114.

Виват © 2004-2015
г. Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 18
Телефоны: (495) 613-87-52, (495) 229-14-09, 499 717-51-46
E-mail:
Создание сайта Дизайн-студия ITZONE